Блог

Закон о блогерах

30 июля 2024 года Государственной Думой в третьем чтении принятЗакон № 647048-8, который получил название Закон о блогерах.

Требования к блогерам:

1. Законом внесены дополнения в ФЗ «Об информации»: в случае, если объем аудитории персональной страницы блогера составляет более 10 тыс. пользователей социальной сети, он обязан предоставить в Роскомнадзор сведения, позволяющие его идентифицировать. Состав сведений и порядок их предоставления устанавливаются Правительством РФ.

Заметим, что разъяснений касательно того, что будет пониматься под«аудиторией» и как будет определяться объем аудитории (по количеству подписчиков, просмотров или перепостов контента персональной страницы) нет. К примеру, неясно, распространяются ли требования Закона на корпоративные страницы компаний в социальных сетях или речь идет только о блогерах.

Положения Закона, касающиеся предоставления блогером сведений о себе в Роскомнадзор, вступают в силу со дня официального опубликования Закона.

2. Блогер, объем аудитории персональной страницы которого составляет более 10 тыс. пользователей, обязан не допускать последующее распространение на его странице информации, которая была распространена на персональной странице другого блогера, не включенной в специальный перечень блогеров, который будет вести Роскомнадзор. Это требование вступает в силу с 1 января 2025 года.

Роскомнадзор будет вести Перечень персональных страниц, объем аудитории каждой из которых составляет более 10 тыс. пользователей. В такой Перечень будут включаться персональные страницы блогеров, которые одновременно:

  • выполняют упомянутые выше требования (предоставили в Роскомнадзор сведения о себе, а также не допускают репосты информации со страниц других блогеров, которые, в свою очередь, не включены в Перечень);
  • не распространяют информацию с нарушением требований законодательства РФ, а также информацию, распространение которой в РФ запрещено.

Второе требование является крайне обширным и требует от блогера детальной оценки всей информации, распространяемой им на своей странице, на предмет соответствия законодательству РФ.

Порядок формирования Перечня будет определяться Роскомнадзором.Положения Закона, касающиеся ведения Роскомнадзором Перечня вступают в силу с 1 ноября 2024 года.

3. Законом также предусмотрена обязанность владельца социальной сети размещать на персональной странице блогера, объем аудитории которой составляет более 10 тыс. пользователей, информацию о ее включении в Перечень и обязанность в течение суток с момента получения соответствующего требования Роскомнадзора ограничить доступ к персональной странице блогера до выполнения блогером требований Закона.

Каковы последствия неисполнения новых требований?

Если объем аудитории персональной страницы блогера составляет более 10 тыс. пользователей и сведения о такой персональной странице не включены в Перечень, блогер, в соответствии с дополнениями Закона, не вправе размещать информацию, содержащую предложения о его финансировании, а также сведения о возможных способах его осуществления.

Положения Закона, касающиеся запрета размещать информацию, содержащую предложения о финансировании блогера, персональная страница которого не включена в Перечень, а также сведения о возможных способах осуществления такого финансирования вступают в силу с 1 января 2025 года.

Партнеры, которые работают с блогерами, должны будут учитывать в своей рекламной деятельности, включена ли персональная страница такого блогера в Перечень.

Отметим, что другие пользователи социальной сети обязаны не допускать последующее распространение (репост) на своих страницах информации, которая была распространена на персональной странице блогера, не включенной в Перечень.

Это требование вступает в силу с 1 января 2025 года.

  1. Законом также вносятся изменения в Ф3 «О рекламе», согласно которым не допускается распространение рекламы на персональных страницах блогеров, объем аудитории которых составляет более 10 тыс. пользователей, не включенных в Перечень.

Изменение вступает в силу с 1 января 2025 года. Заметим, что специальная ответственность блогера или компании, сотрудничающей с ним, за нарушение требований Закона блогером не предусмотрена.

В случае нарушения запрета распространения рекламы на персональных страницах блогеров, объем аудитории которых составляет более 10 тыс. пользователей, не включенных в Перечень, возможно привлечение всех участников цепочки размещения рекламы (то есть рекламодателя, рекламного агентства, самого блогера) к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. Напомним, что санкция этой статьи влечет наложение административного штрафа в размере:

  • на граждан в размере от 2 до 2,5 тыс. рублей;
  • на должностных лиц - от 4 до 20 тыс. рублей;
  • на юридических лиц - от 100 до 500 тыс. рублей.
2024-08-29 11:48